Сортировать по цене Сортировать по наличию Сортировать по новинкам Состояние Тип Назначение Материал корпуса Покрытие корпуса Форма корпуса Функции Тип циферблата Цвет циферблата Браслет/Ремешок Водонепроницаемость
Украина +380964502000

Искусство на обороте: великие художники, воспроизведенные в эмали Jaeger-LeCoultre

Мастера часового дома Jaeger-LeCoultre имитируют в эмали технику каждого художника.



С тех пор как человечество начало измерять время, изящные искусства играли одну из главных ролей в создании хронометрических инструментов. От египетских обелисков - до солнечных, каминных и охотничьих часов, часовщики всегда старались украсить свои механизмы самым изысканным образом.
 
Верхние и нижние карманных крышки часов были идеальной основой для тонкой отделки гравировкой, инкрустацией из драгоценных камней и, особенно, миниатюрными картинами. Мода на украшения часов доминировала до тех пор, пока часы не стали неотъемлемой частью прогресса, а затем и массового производства. С тех пор древнее искусство почти исчезло.
 
Сегодня изобразительное искусство гораздо реже встречается в сочетании с часовым делом. Этот узкоспециализированный процесс занимает много времени, поэтому только горстка часовых домов, среди которых «Patek Philippe», «Jaquet Droz», «Hermès», «Jaeger-LeCoultre», «Piaget» и «Ulysse Nardin», могут похвастаться мастерством миниатюры, украшающей их часы.
 
Когда время задает тон
 
Потрясающий пример миниатюрных шедевров представляет культовая коллекция «Reverso» от «Jaeger-LeCoultre». Глубоко элегантная классика, вдохновленная стилем арт-деко, дебютировала в 1931 году; на удивление, как одни из первых специальных часов. Они были достаточно прочными, чтобы выдержать перипетии игры в поло - благодаря переворачивающемуся корпусу, их отличительной черте, сохранившейся по сей день.
 
Две открытые поверхности и гениальная конструкция корпуса сделали эти часы не только бесспорным манифестом стиля, но и постоянным вдохновением для часовщиков, инженеров и художников на новые восхитительные изобретения и интерпретации, как с часовой, так и с художественной точки зрения.
 
На протяжении десятилетий часы «Reverso» видели множество декоративных техник и, особенно, были отличным холстом для эмалевых миниатюр. Их владельцы делали это по разным причинам.
 
Самая старая из сохранившихся на сегодня эмалей «Reverso» датируется 1936 годом. На часах из желтого золота изображена индийская красавица, одетая в стиле бомбейской общины парсов. Подробности истории любви, связанной с этим портретом, до сих пор остаются тайной, но предполагают, что на миниатюре изображена Махарани Индира Деви - принцесса из дома Бороде и одна из красивейших женщин своего времени.

Модель Reverso 1936 г, самая старая из известных эмалей
Модель Reverso 1936 г, самая старая из известных эмалей

Другим хорошо известным примером являются часы, принадлежавшие генералу Дугласу Мак Артуру. На них черной эмалью нанесена монограмма генерала. Амелия Эрхарт заказала часы с изображением ее полета из Мехико в Нью-Йорк. А альпинисты Андреас Хекмайр, Людвиг Верк, Генрих Харрер и Фритц Каспарек, покорившие в 1938 г. Северную стену горы Эйгера, попросили выгравировать на часах дату своей экспедиции.
 
Часы с подобной отделкой сегодня столь же редки, как и специалисты в этой области. Но силы, вложенные в миниатюрные шедевры, окупаются в долгосрочной перспективе. Буквально... Незаурядность и красота их изящной росписи остаются очевидными на протяжении веков. Помимо своей уникальности, часы, украшенные редкими видами искусств, сегодня особенно желанны среди коллекционеров и даже инвесторов. «Они настолько редки, что я не могу вспомнить последний раз, когда мы их продавали, - говорит Джеймс Дарракот, глава часового департамента аукционного дома «Bonhams», - Это показывает, насколько владельцы ими дорожат».
 
«Reverso» с эмалевой миниатюрой на задней крышке может стоить на аукционе в 5 раз дороже, чем стандартная модель в хорошем состоянии. Например, в 2010 году на "Sothebys" в Гонконге золотые часы с эмалью из ограниченной серии «Четыре сезона» были проданы за 70 300 дол. США.
 
Полный набор из четырех моделей Reverso с миниатюрами «Четыре сезона» Альфонса Мухи
Полный набор из четырех моделей Reverso с миниатюрами «Четыре сезона» Альфонса Мухи

Великие техники в эмали
 
Художественная эмаль далеко не самая простая форма искусства, особенно в часовом деле. Но задача становится еще более сложной, когда речь идет о репродукции в эмали работ великих мастеров. Опыт, необходимый для воспроизведения великих произведений искусства на миниатюрном циферблате – одно из выдающихся достижений «Jaeger-LeCoultre».
 
Работа над созданием миниатюры «Подсолнухов» Ван Гога
Работа над созданием миниатюры «Подсолнухов» Ван Гога

Каждая эмалевая миниатюра воспроизводится художниками часового дома, следуя специфическим методам, которые автор использовал при создании оригинальной картины. И уровень детализации доходит до того, что имитирует в эмали технику каждого художника. Техники ар-нуво, сюрреализм, импрессионизм, поп-арт, флорентийская школа живописи, выполненные в эмали, стали результатом изобретательности художников из «Ателье редких искусств» компании.
 
Представьте себе рисование «Подсолнухов» Ван Гога - мельчайшими мазками, лепесток за лепестком - на чем-то размером с почтовую марку. Или его же «Автопортрет перед мольбертом», написанный яркими, почти несмешанными мазками. Красный - зеленый, желтый - пурпурный, синий – оранжевый… Ван Гог помещал эти цвета бок о бок, чтобы они усиливали друг друга. Например, синяя часть его халата и оранжево-красная борода.
 
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute to Vincent Van Gogh, вторая лимитированная серия
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute to Vincent Van Gogh, вторая лимитированная серия

А теперь представьте это в эмали, когда каждый слой мазков, нанесенных кистью толщиной с иголку, подвергается обжигу в печи и охлаждению прежде, чем нанести следующий. К тому же, после завершения миниатюры ее необходимо покрыть несколькими слоями прозрачной эмали, которая изменяет интенсивность цвета картины. Чтобы нивелировать это, для эмали приходится использовать более темные оттенки, чем в оригинале.
 
«Мы создали несколько серий, включая «Портрет Мерлин Монро» Энди Уорхола, женскую голову Роя Лихтенштейна, - говорит Миклош Мерцель, который более 20 лет возглавлял художественную мастерскую «Jaeger-LeCoultre»,  - И в 2002 г. – 10 часов с репродукциями двух работ Каспара Давила Фридриха. Они были необычны тем, что впервые имели гильошированную основу, которая была покрыта полупрозрачной опаловой, а не белой эмалью, обеспечивая перламутровый фон. Также мы воспроизвели работу Маргрита «Вероломство образов» (на обороте часов «Grande Reverso Ultra Thin») и уникальный экземпляр «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера. Кроме того, мы создали несколько декорированных циферблатов «Reverso à Eclipse». Серия «Знаменитые обнаженные» включила картины Энгра, Ренура и Боттичелли. А Климт воплотился в нескольких разных часах, включая его знаменитый «Поцелуй». Еще у нас была модель с Титофом и Кандинским».
 
Репродукция в эмали «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера
Репродукция в эмали «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера

Каждая такая работа представляет особые вызовы и требует немалой изобретательности. «Нам пришлось изучать искусство эмали заново, учитывая возможности современных материалов, - объясняет Стефан Бельмонт, директор по маркетингу «Jaeger-LeCoultre», - Потребовалось много времени, чтобы его усовершенствовать».
 
Например, для часов «Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute to Piet Mondriaan» с миниатюрной «Композицией с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» Пита Мондриана, представленных в 2017 г., мастерам пришлось создать новую технику, позволяющую проводить четкие прямые линии и заполнять области одним однородным цветом как желтый, синий и красный.
 
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute to Piet Mondriaan
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute to Piet Mondriaan

Премьеры 2018
 
Вслед за посвящениями Винсенту Ван Гогу и Питу Мондриану дом «Jaeger-LeCoultre» выбрал работы трех великих художников: Жорж Сера («Воскресный день на острове Гранд-Жатт»), Сюй Бэй-хун («Лошади, скачущие на фоне китайского пейзажа») и Кацусика Хокусай («Большая волна в Канагаве»). Чтобы представить их, компания воспроизвела еще три техники, которые никогда раньше не применялись в эмалевой миниатюре: пуантилизм, рисование чернилами и акварелью, и японскую гравюру по дереву.
 
В частности, техника пуантилизма Жоржа Сера заключается в помещении рядом миниатюрных цветовых точек, вместо мазков, при этом глаз зрителя естественно «смешивает» цвета. Пуантилизм на эмали чрезвычайно сложен. Чтобы создать эту миниатюру, эмалисту пришлось создать свою собственную методику пуантилизма специальные инструменты для нее, включая, очень тонкую и жесткую кисть. Не считая времени экспериментов и поисков цвета, создание миниатюры заняло около 70 часов.
 
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute Enamel – Georges Seurat, A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte, ref. 393 34 P1
Часы Jaeger-LeCoultre Reverso Tribute Enamel - Georges Seurat, A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte, ref. 393 34 P1

Техника рисования акварелью и чернилами сама по себе очень капризна. А здесь, чувство движения, текучесть и легкость оригинальной картины Сюй Бэй-хуна необходимо было передать через защитные слои эмали, которые уменьшают спонтанность изображения. Мастер провел много часов в поисках способа, лучше всего передающего движение и энергию лошадей. Кроме того, реальным вызовом было изобразить такие тонкие детали, как конские гривы.
 
Часы Reverso Tribute Enamel Xu Beihong, ref. 393 34 C1

Часы Reverso Tribute Enamel Xu Beihong, ref. 393 34 C1

Проблемы, которые пришлось преодолеть художникам в создании этой миниатюры, делают эти часы бесценными. А достижение желаемого цвета, изображение мельчайших элементов, передающих движение волн и брызги пены, было, безусловно, проблемой. Но без них «Большая волна в Канагаве» потеряла бы свой характер и силу. Еще одной задачей было воспроизвести спокойное и ровное небо, без единого видимого мазка.
 
Работа над эмалью часов Reverso Tribute Enamel Katsushika Hokusai, The Great Wave off Kanagawa, ref. 393 34 T1
Работа над эмалью часов Reverso Tribute Enamel Katsushika Hokusai, The Great Wave off Kanagawa, ref. 393 34 T1

Идея работать с цветами и алхимия эмали оказалась удивительной, - говорит Софи Куанон, самая опытная эмальер компании. Исключительный талант и жажда новых открытий, принесли художникам уникальный процесс, который придает миниатюре необычайную глубину. Просто слегка наклонив часы под углом к свету, вы обнаружите множество цветовых вариаций, а также неожиданные перспективы и нюансы.
 
Пропорции миниатюры рассчитываются компьютером, который потом создает первоначальный эскиз. В ателье используют также и «Photoshop», но только для того, чтобы масштабировать изображение с хорошим разрешением. Маленькое изображение, которое печатается в цвете, становится для художника эталонным. «Мы сверяемся с ним, чтобы убедиться, что создали точные контуры, - говорят в компании, - Но после, все детали воспроизводятся вручную, глядя на картину, напечатанную в формате А4, в полном разрешении. Мы работаем невооруженным глазом или с бинокулярными лупами». Кроме того, одну и ту же работу художника на разных часах часто воспроизводят разные эмальеры, так что часы с миниатюрой остаются действительно единственными в своем роде.
 
Последнее пополнение серии «Reverso Tribute Enamel» отдает дань уважения одному из самых значительных художников Швейцарии 19-го века, Фердинанду Ходлеру (1853-1918). «Jaeger-LeCoultre» выбрал три холста художника, чтобы почтить его в миниатюре: "Женевское озеро с Монблан в утреннем свете", "Озеро Тун, симметричные отражения", и "Озеро Тун с симметричными отражениями перед восходом солнца". И в этих миниатюрах тонкая игра цветов, отражающих утреннее солнце на Женевском озере и танец теней над озером Тун на рассвете и закате, демонстрируют беспрецедентный опыт мастеров часового дома. Эмали обрамляет рамка из тонкой гравировки в стиле арт-нуво и гильоше ручной работы.
 
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler - Lake Geneva with Mont Blanc in the Morning Light
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler - Lake Geneva with Mont Blanc in the Morning Light

"Женевское озеро с Монблан в утреннем свете", 1918 г, оригинальный размер 74 Х 150 см, (ref. Q39334H1). Стоило больших усилий получить для миниатюры тот же розовый и золотой утренний свет, что и в оригинале. Как небо и озеро, кажется, смешиваются в отражении, игра света этой картины была выражена через небольшие цветовые пятна, передающие мир и безмятежность оригинального пейзажа. Для циферблата часов был выбран светлый и очень нежный серый цвет, гармонирующий с колоритом картины.
 
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler - Lake Thun with Symmetric Reflections
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler - Lake Thun with Symmetric Reflections

"Озеро Тун с симметричными отражениями перед восходом солнца", 1904 г, оригинальный размер 89 Х 100 см, (ref. Q39334H2). Картина изображает более яркую сцену  - работа художника сосредоточена на представлении гор в синих оттенках. Вид скал, отражающихся в зелени прозрачной воды на переднем плане, поистине впечатляет. Это вдохновило эмальера искать изумрудный зеленый цвет, который также был использован для декорирования циферблата.
 
"Озеро Тун, симметричные отражения", 1909г, оригинальный размер 67.5 x 92, (ref. Q39334H3). Третья картина представляет отражение Альпийских гор в воде в последних лучах дневного света. Зеркальный эффект и мягкость бело-голубых оттенков переносят зрителя в спокойствие озера Тун. Для гильошированного циферблата была выбрана полупрозрачная эмаль в небесно-голубого цвета.
 
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler- Lake Thun with Symmetric Mirroring
Часы Reverso Tribute to Ferdinand Hodler - Lake Thun with Symmetric Mirroring

Технические детали
Модель: Reverso Métiers Rares Tribute To Ferdinand Hodler
Референс: Q39334H1, Q39334H2, Q39334H3
Размер: 45,5 мм Х 27,4 мм
Толщина: 9,73 мм
Материал корпуса: белое золото
Циферблат: гильошированный, с эмалевым покрытием голубого, зеленого и светло-серого цвета
Индексы: золоченые
Ремешок: черной крокодиловой кожи
 
Механизм
Калибр: 822A/2 с ручным заводом
Функции: часы, минуты
Запас хода: 38 ч.
Частота: 3 Hz (21,600 пк/ч)
Камней: 19
Цена: по запросу
Ограниченная серия: по 8 экземпляров с каждой миниатюрой (всего 24 шт.)
Другие новости по теме
Высокое часовое искусство: астрономические часы
06.11.2023 Высокое часовое искусство: астрономические часы

В этой статье мы расскажем Вам о самых лучших часах Vacheron Constantin, которые механически воспроизводят полный календарь с астрономическими функциями.

Читать далее
Красота и совершенство часов Oyster Perpetual Day-Date 36
05.10.2023 Красота и совершенство часов Oyster Perpetual Day-Date 36

ВРЕМЯ, ОТМЕЧЕННОЕ ЭМОЦИЯМИ

В этих версиях модели Day-Date 36 компания Rolex привнесла неожиданный творческий поворот в одну из своих культовых моделей. Отображая каждый день новую эмоцию, часы вносят элемент спонтанности в повседневную жизнь владельца и позволяют ему вложить в показания времени свое изменчивое настроение.

Читать далее
Часы Oyster Perpetual Day-Date 40: детальный обзор
05.10.2023 Часы Oyster Perpetual Day-Date 40: детальный обзор

Часы, которые носили самые влиятельные люди мира!

Читать далее
Часы
Вход в личную коллекцию

Регистрация

Восстановление пароля